mad about... everything

Кого бы он ни играл – блестящего адвоката, проблемного детектива или Повелителя Времени - Дэвид Теннант остаётся гиком… и этим гордится
Интервью: Эндрю Данкан
Перевод: Lucy
Прежде всего, надо сказать вот что: Дэвид Теннант отказывался давать интервью, если оно пройдёт без участия сценариста последнего трёх-серийного криминального триллера «Мастер побега» Дэвида Уолстенкрофа, желательно в то же самое время. «Именно из-за него этот сериал настолько убедителен. В том, что он пишет, есть какая-то британская целостность, но он не боится добавить голливудских приёмов. Без хорошего сценария далеко не уедешь, а у меня так часто берут интервью, что я ещё могу рассказать?» Восхитительная сентиментальность, усугубляемая тем фактом, что Уолстенкрофт живёт в Вентуре в северной части Лос-Анджелеса, а я встречаюсь с Теннантом в помещении Королевской Шекспировской компании в Клэпхэме на юге Лондона, где он репетирует «Ричарда II» [сейчас идёт в Стратфорде-на-Эйвоне до 16 ноября и переедет в лондонский Барбикан с 6 декабря по 25 января].
читать дальшеОн один из самых жизнерадостных людей, излучающих безграничный оптимизм и добродушие. «У меня перерыв на час, так что можем пойти куда захотим» - перспектива не слишком обременительная. Как он замечает: «Люди говорили, что этот район ждёт бурное развитие, когда я впервые репетировал тут в 1995 году. Сейчас я не вижу особых перемен, хотя он стал более престижным». Мы находим уютное кафе – «прекрасно» - и он усаживается с чашкой холодного кофе.
Ему понравилось играть угрюмого детектива Алека Харди в «Бродчёрче», потому что это позволило ему проявить своё неожиданное альтер-эго. «Я хотел бы быть грубым. Это у меня получается уже лучше в общении с журналистами некоторых изданий, чем постоянное осторожничание. Мир из-за этого не изменится, но мне становится легче и это очень раскрепощает. Я хотел бы быть грубее по отношению к людям, которые пихают локтями в лицо в метро или не смотрят, куда идут. Я хочу сказать: «Не надо так делать», но меня останавливает мысль, что люди будут плохо обо мне думать». Ворчливый 42-летний старик? «Всё моя проклятая застенчивость - спасибо воспитанию в духе шотландского пресвитерианства [его отец служил председателем генерального собрания Церкви Шотландии] , но я становлюсь ворчливее и, наверное, это хорошо». И ещё он счастлив быть гиком. «Я очень этим горжусь. Гики должны править миром. Я хочу, чтобы наши лидеры были профессионалами, а не пронырами».
Он добавляет: «Не секрет, что я не фанат Кэмерона». Конечно, для гиков он сделал всё, что мог, или, по крайней мере, для Гордона Брауна: он озвучил предвыборный ролик партии лейбористов в 2010 году.
Хотя он и выглядит уверенно, его беспокоит чувство незащищённости. «Я слишком самокритичен. День, когда я скажу «Мне идеально удалась эта роль», станет последним днём, когда я сделаю что-то хорошее». Ложная скромность? «Нет. Надеюсь, что настоящая, потому что только так я могу справиться с пыткой, на которую себя обрекаю. Ни один отзыв не хорош в достаточной мере, зато плохие - словно звон колоколов, призывающий тебя к репетициям. Меня преследует мысль, что всё может закончиться, поэтому я пытаюсь занять себя работой. Сейчас у меня всё хорошо, но это марафон, а не спринт».
Подумай о деньгах, бормочу я. «Ах, да, вот почему я этим занимаюсь», - смеётся он. «Стабильный заработок – вот почему я в Королевской Шекспировской компании! Нет, наверное, где-то глубоко внутри сидит чувство незащищённости, которое заставляет меня сильнее пытаться убедить самого себя, что я не настолько жалок, каким кажусь себе в четыре часа утра. Я пялюсь в потолок и думаю: «С чего я решил, что у меня это получится?» Я живу с надеждой, но стараюсь не навязывать её другим. Мне практически не на что жаловаться, но моя карьера зависит от удачи как ничто другое. Индустрия жестока. У меня есть замечательнейшие друзья, которые сидят без работы, а есть те, кто работает постоянно, а ты удивляешься, что они получают следующее предложение. Уверен, некоторые и про меня так думают. Здесь нет справедливости».
Ему 42 и успех ему знаком, как в профессиональном, так и в личном плане. Он женат на актрисе Джорджии Моффет, с которой встретился в 2007 году на съёмках «Доктора Кто», у них двухлетняя дочь Олив и пятимесячный сын Уилфред. Его работы невероятно разнообразны – закадровый текст, радио, театр, кино, сериалы. «Я так горд, что озвучил «Двадцать двенадцать» [псевдо-документальный фильм о планировании Олимпиады], великолепная телепрограмма. Я люблю радио. Я работаю очень быстро – полуторачасовая драма за полтора дня – и играю перед микрофоном, потому что физические возможности в этом случае не ограничивают. И текст учить не приходится».
Новый фильм, выходящий в следующем году под рабочим названием «Как мы провели свой отпуск», рассказывает о семейном путешествии в Шотландию, где играют Розамунда Пайк и Билли Конноли. «Никто не знает, каким он получится, пока его не увидишь, но съёмки проходили в Шотландии с кучей приятных людей, а мне удалось повидаться с семьёй». В целом, его фильмы не особенно жалуют критики. «Последний мой фильм «Лучшее рождество-2» получил плохие отзывы, но три раза отбил свой бюджет, так что надо задуматься, по каким критериям мы работаем».
Но вернёмся к «Мастеру побега» и его сценаристу Дэвиду Уолстенкрофту. Ему 44 года и он родился в семье британцев в Гонолулу. Его отец работал астрофизиком и мотался между Гавайями и Эдинбургом, где расположена Королевская обсерватория. Он учился в Эдинбургском университете и Кэмбридже, где изучал историю, входил в театральное сообщество «Огни рампы» и составлял комедийный дуэт с Александром Армстронгом. «Мне нравилась комедия, и я никогда не думал, что способен писать драмы, что, как я считал, присуще глубоко думающим людям. Потом друг убедил меня попробовать, и я написал сценарий для Psychos на Channel 4. Получилась ерунда и я удивился, когда её номинировали на Бафта».
Он написал «Шпионов» в Англии, но потом уехал, «потому что мне нравилось играть в теннис, я не был женат, и настало подходящее время, чтобы поехать в Америку [у него двойное гражданство] и посмотреть, что получится. Сейчас он женат и у него есть ребёнок, пол которого он отказывается называть. «Я не говорю о своей семье». Он переехал в Вентуру несколько месяцев назад. «Мне нравится скорость и злободневность телеиндустрии, но я люблю возвращаться домой к реальной жизни и спокойному ритму».
Он предлагал «Шпионов» дюжине разных продюсерских компаний и много раз переписывал их, пока в 2002 году их не взяли на Би-би-си 1. «Сценаристы вам не признаются, но мы пишем бесчисленное количество черновиков, и чем больше, тем лучше. Телевидение – это всегда совместная работа. Как создатель, сценарист и продюсер я имею решающий голос и у меня есть чёткие идеи, что получится, но другие люди привносят свой весомый вклад. Нужно понимать, что не надо рыть копытом землю и заявлять: «Это моя работа». В «Мастере побега» мне была очень дорога одна сцена, но как исполнительный продюсер я понимал, что её придётся убрать. Как только это делаешь, и надеваешь на себя другую роль, ты понимаешь, что совершенства не существует».
В «Мастере побега» Теннант играет младшего адвоката Уилла Бертона, который ни разу не проигрывал дело. «Он соблюдает этику, но использует дыры в законодательстве и любые способы, чтобы вытащить своих клиентов», - объясняет звезда. «Не стану раскрывать все подробности сюжета, но он слишком близко подлетает к солнцу [когда клиент проходит как главный подозреваемый в деле о жутком убийстве]. Примеры надменного поведения можно увидеть в реальной жизни постоянно – Джонатан Эйткен, Джеффри Арчер, Крис Хан. Они немного не такие, поскольку там присутствует двуличность, тогда как Уилл просто выполняет свою работу. Суд может стать дискуссионным клубом, где выигрывает тот, у кого лучше язык подвешен».
«Один адвокат сказал мне, что актёрская игра составляет девять десятых из того, что он делает, но у меня таких способностей нет. Я лично мало что знаю о законодательстве, но надеюсь, это лучшее, на что мы можем рассчитывать. В конце концов, всё сложное открыто для изучения, но в общих чертах, это достойное основание, применяемое на практике достойными людьми. Я какое-то время провёл в суде и поразился их способности соображать мгновенно. Я наблюдал за одним захватывающим делом в Олд Бейли, «Национальном судебном театре», где подсудимый выглядел явно виновным – и в итоге его признали виновным – но его адвокат за пять минут убедил меня, что его клиент невиновен и его преследует система. Это мир жуткого соперничества, так что дело не только в победе, но и в оплате по счетам».
Уолстенкрофт соглашается. «Я ужасен в спорах, если только это не касается писательства, и тогда я просто несносен. Но если кто-то настаивает и хорошо излагает, я поклонюсь и скажу «Ладно, это кажется возможным».
Отчасти сюжет «Мастера побега» вдохновлён судебной тяжбой, касающейся вопросов о собственности, которую он вёл в Калифорнии. Ты загнан в рамки судебной тактики и превращаешься в животное в клетке. Закон часто кажется зарядкой для интеллекта, но под поверхностью – кровь и кишки. Обе стороны должны решительно отстаивать своё дело. Есть закон. Есть правосудие. Две очень разные вещи. Иногда они пересекаются, а иногда нет. Судьи в основном считают, что лучше отпустить тысячу виновных, чем посадить одного невиновного».
В 2009 году Теннант сыграл блестящего юриста, страдающего приступами паники, в американском пилоте потенциального сериала «Рекс – не ваш адвокат». Продолжения не последовало. «Это не кажется провалом. Американцы вкладывают громадные суммы в 20 пилотных серий, из которых выйдет лишь несколько сериалов. Полагаю, опасность в том, что сценарии слишком тщательно выверены, а острые углы сглажены. Трудно найти новую идею, потому что это слишком дорого, и продюсеры боятся. Этот бизнес разочаровывает, но всё-таки по обе стороны от Атлантики выходят отличные вещи». Вообще-то, Теннант повторит свою успешную роль в «Бродчерче», но только с американским акцентом, когда в январе начнутся съёмки штатовской версии.
Уолстенкрофт сходится во мнении с Теннантом: «У меня нет проблем с тем, как устроена эта индустрия. Написать сценарий и создать фильм доставляет громадное удовольствие, потому что потенциальные преимущества огромны. Есть множество международных продюсерских проектов, способных взять на себя риск и вложить деньги. И всё равно нет никакой гарантии того, что случится потом. Я люблю телевидение, и если мне будут предлагать работу, я продолжу этим заниматься какое-то время. На телевидении произошёл ренессанс, существует множество каналов, и очень радует, что можно рассказывать такую историю как «Мастер побега» на протяжении трёх часов».
23 ноября Теннант появится в юбилейной серии «Доктора Кто». «Это настоящий день рождения, и это нечто особенное. Шоу процветает и явно не вышло в тираж. Оно продолжает совершенствоваться. Лишь немногие передачи могут позволить себе объявить о смене ведущего актёра в прямом эфире. Я узнал о выборе за несколько дней до этого, но не стал делать ставку. Или когда «Бродчерч» стал фаворитом у букмекеров [по поводу личности убийцы]. Искушение было, но потом я подумал, что всё выяснится и в прессе начнётся бойня… Это простая трусость и, надеюсь, отсутствие жадности. Уж не оставляйте меня без единой добродетели».
Не слишком ли много сериалов про закон? «Все аспекты этого – плодородная почва для драмы», - отвечает Теннант. «Это готовый набор сюжетов с началом, серединой и концом». Когда «Бродчерч» стал предметом для обсуждения всей нации, это всех удивило. «Всегда надеешься увлечь зрителей. Было здорово, когда повсюду останавливали и спрашивали: «Кто это сделал?» Мне хватает самолюбия, чтобы радоваться этому». Возможно, в следующем году он примет участие в британском продолжении – «Если позвонят. Здесь главное – сценарий, как и в «Мастере побега», а не желание продюсеров «А давайте снимем что-нибудь с Дэвидом Теннатом для показа по средам вечером на Би-би-си 1». Не могу представить, что из этого выйдет что-то путное».
«Похоже, ничто так не привлекает как криминальная драма. Это удаётся «Доктору Кто» и «Даунтонскому аббатству», хотя я его не видел. Нужно посмотреть, ведь это часть популярной культуры. Забавно, но политические драмы не столь популярны, как должны быть. Мне понравилось окунуться в этот мир [«Муж политика» прошёл в этом году на Би-би-си 2], а «В гуще событий» великолепны. Но, наверное, ужасная правда в том, что это интересно не очень большому количеству зрителей. А должно быть. Если у тебя нет мнения, и ты не голосуешь, у тебя нет права ни на что жаловаться. Просто заткнись и плати налоги. Вот мой вопрос читателям Radio Times: почему так мало политических драм на телевидении? И почему я не в одной из них? Я готов, и у меня есть несколько свободных окошек в следующем году».
С этими словами он надевает кепку от Теда Бейкера с Чизик-хай-роад, натягивает её поглубже – «Это помогает немного замаскироваться» - и возвращается на репетицию, чтобы снова пытать себя.
@темы: tennant, british movie
Спасибо за возможность ознакомиться